П.П. Мельников – первый министр путей сообщения России
Введение
История железных дорог началась в 1834 году. Тогда горное ведомство пригласило в Петербург известного инженера Франца фон Герстнера. Он объездил множество городов, вплоть до Урала, а потом подал царю Николаю I отчет. Цитата оттуда: «.…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения...». Это совпадало с целями правительства: нужно было объединять, заселять и осваивать огромные территории.
Создатели первого в России паровоза Черепановы – отец и сын. Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович. Род Черепановых происходил из крепостных крестьян. Они были приписаны к Выйскому чугуноплавильному и железоделательному заводу Демидовых, который находился на территории современного Нижнего Тагила.
Железнодорожный транспорт играет важную роль в экономике страны и является одним из основных средств перевозки грузов и пассажиров. Он обеспечивает эффективное перемещение товаров между различными регионами и стимулирует развитие торговли и промышленности. Многие инженеры, генералы и министры оказали значительное влияние на развитие железной дороги в России, такие как Павел Петрович Мельников. Первый министр путей сообщения России.
1. Ранние годы и образование П.П. Мельникова
Павел Петрович Мельников родился 3 августа 1804 года в городе Москва. Настоящим отцом будущего инженера являлся дворянин Петр Никифорович Беклемишев. Благородное происхождение не позволяло мужчине заключить законный брак с матерью наследника. Но он все-таки не оставил женщину и выдал ее за чиновника Петра Мельникова. Младший брат Алексей также являлся сыном Беклемишева.
Павел с ранних лет отличался тягой к знаниям. Учился в Благородном пансионе в Москве, который закончил с отличием в 1820 году. Затем способный юноша поступил Военно-строительную школу при Институте Корпуса инженеров путей сообщения. Свое образование он завершил непосредственно в институте.
Директор заведения крайне лестно отзывался о выпускнике. Он говорил, что Мельников является отличным офицером, одаренным человеком и пророчил ему великое будущее. Выпускнику даже предложили место преподавателя в этом же институте, которое он принял.
Павел Петрович Мельников был первой значимой фигурой в истории российского транспорта, занимая должность министра путей сообщения. Он рано проявил интерес к инженерии, в частности к гидростроительству. Его первая научная работа, посвященная наводнениям на Западной Двине и в Ладожском канале, написанная для «Журнала путей сообщения», положила начало его карьере.
2. Профессиональная деятельность П.П. Мельникова
С 8 апреля 1826 года, Мельников работал над проектом улучшения Волховских порогов, за что 3 мая того же года, удостоен Монаршего благоволения.
В 1835 году, вышел в свет академический труд Павла Мельникова - книга «О железных дорогах», в которой описывалась экономическая целесообразность и техническая возможность строительства стальных магистралей в России. Данный аспект привлек внимание Николая I. Экспериментальным проектом выступило строительство железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Перед началом масштабного общегосударственного строительства, Мельникова командировали изучать железнодорожное дело в Западную Европу, а в 1839 году, будучи профессором Института Корпуса инженеров путей сообщения, Павел Петрович получил направление на стажировку в США.
В 1862 году П. П. Мельников назначен главным управляющим путей сообщений России. Его разработки легли в основу железнодорожного строительства на десятилетия, в том числе план соединения центральных губерний с Дальним Востоком.
В 1865 году генерал-лейтенант П.П. Мельников возглавил вновь учреждённое Министерство путей сообщения. За время его управления ведомством сеть российских железных дорог увеличилась на 7062 км. Он стал также автором первых в России технических условий проектирования железнодорожных станций.
2.1 Строительные проекты и их реализация
19 апреля 1828 года Мельников был командирован для ведения работ по улучшению судоходства через Кокенгаузенские пороги Западной Двины.
П. П. Мельников был автором проекта 7-километровой предохранительной дамбы в Динабурге на правом берегу реки Западная Двина. Мельников начал изыскательские работы для подготовки проекта защиты Динабурга от наводнений.
8 ноября 1830 года он представил Совету путей сообщения «Записку о причинах наводнений реки Западная Двина и о способе предотвращения от вредного влияния оных города Динабурга».
Павел Петрович предложил возвести специальную дамбу протяжённостью около 7 км, ограждающую крепость со стороны реки, у прибрежных фортов крепости одновременно с постройкой дамбы произвести насыпку на полную высоту. Для повышения обороноспособности Павел Петрович спроектировал каналы, по которым паводковые воды заполняли крепостные рвы, делая стены неприступными для пехоты противника. А при наводнении насыпь могла служить также хорошей и безопасной дорогой для сообщения с левым берегом Двины.
Проект Мельникова был принят. В 1832 году расчёты Павла Петровича по сооружению защиты Динабурга от наводнений были напечатаны в качестве научной работы. Строительные работы по дамбе начались в 1833 году и были завершены в 1841 году. На верхнем участке дамбы было устроено шоссе, включённое в Петербургско-Ковенский тракт. Позднее вдоль дамбы начали строить дома, так образовывалась Шоссейная улица.
2.2 Во главе Министерство путей сообщения (1865-1869)
После 1851 года Мельников организовал ряд экспедиций для изыскательских работ по постройке новых железных дорог, в соответствии с проектом создания сети железных дорог в Европейской части России. За этот труд Мельников был награжден орденом святого Владимира второй степени.
15 июня 1865 года Император Александр II издает Указ об учреждении Министерства путей сообщения России. Первым министром путей сообщения назначается Павел Петрович Мельников.
Министерство путей сообщения становится одним из самых авторитетных ведомств России, а служба на железнодорожном транспорте считалась одной из самых престижных. Будучи профессором, П. П. Мельников воспитал замечательную плеяду крупных инженеров, славно потрудившихся на благо отечества.
Несмотря на огромную занятость, Мельников продолжал научные исследования и подготовил новый проект развития сети железных дорог в России, который был в 1866 году утвержден Александром II и получил силу закона.
В 1868 году магистраль Петербург – Москва была продана главному обществу российских железных дорог (только в 1894 году она была выкуплена казной). Павел Петрович очень остро переживал разрешенную правительством продажу. Мельников был категорически против этого решения, чем вызвал немилость царского двора, и в 1869 году (в возрасте 65 лет) ушел в отставку.
Вся жизнь этого выдающегося человека была посвящена созданию национальных железных дорог. Благодаря Павлу Петровичу Мельникову железные дороги стали одним из важнейших символов Российского государства, была создана великолепная отечественная школа железнодорожного строительства, а фундаментальные труды и подвижническая работа Мельникова позволили России раз и навсегда отказаться от услуг иностранных специалистов.
2.3 Влияние на развитие транспортной инфраструктуры
Павел Петрович Мельников – первый в России инженер, решивший увековечить титанический труд строителей Петербурго-Московской железной дороги посредством церкви-памятника в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Любани.
В Любань были отправлены семь ящиков с иконами, хрустальными подсвечниками, а также церковные книги. Освящение церкви происходило в 1867 году в присутствии Мельникова. При входе в церковь была установлена мемориальная доска, на которой были выбиты даты начала и окончания строительства церкви и имена инженеров, принимавших участие в постройке дороги.
П. П. Мельников стал инициатором того, что именно на российских заводах начали выпускаться паровозы, вагоны и рельсы.
Павел Петрович был видным гидротехником своего времени. Его курс “Основания практической гидравлики” даже в 50-х годах расценивался как “единственное пособие по этому предмету на русском языке”. Мельников получил также известность как инженер-строитель.
Поистине грандиозными являются строения Московского и Петербургского вокзалов. Место для Петербургского вокзала в Москве было отведено прямо у здания царского загородного дворца, Московский же вокзал был выстроен на Знаменской площади с впечатляющей перспективой на главную улицу – Невский проспект.
Павел Петрович Мельников считал, что железные дороги в России должны принадлежать государству для обеспечения общественной пользы и развития промышленности. Он выступал за создание отечественных металлургических предприятий, чтобы сократить зависимость от иностранных поставок и наладить производство паровозов и вагонов в России. Мельников также заботился о работниках железнодорожной отрасли, предлагая создание учебных заведений, больниц и жилья для служащих.
3. Научная деятельность и наследие П.П. Мельникова
В марте 1841 г. Николаем I был учреждён «Комитет для предварительного рассмотрения проекта о железной дороге от Петербурга до Москвы в отношении техническом и расчётах коммерческих, в которые должны входить все предметы торговли, перевозимые из одной столицы в другую и обратно, начиная с предметов продовольствия». Председателем Комитета был назначен граф Александр Христофорович Бенкендорф. В это время Главноуправляющим путями сообщения и публичных зданий являлся генерал-адъютант граф Карл Фёдорович Толь.
Проект Санкт-Петербурго-Московской магистрали был разработан Крафтом и Мельниковым, которые использовали для этого проектно-изыскательские материалы Московского шоссе и топографические карты Новгородской и Тверской губерний. К 15 сентября 1841 года в виде особого «донесения» они представили проект на рассмотрение правительства. Расчеты показывали, что сумма дохода будет достаточной для покрытия ежегодных эксплуатационных расходов и уплаты необходимого процента с основного капитала, определенного на сооружение железной дороги.
В январе 1842 года Николай I созвал специальное совещание министров для рассмотрения проекта железной дороги. После этого, 1 февраля, последовал высочайший указ о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.
Финансирование железнодорожного строительства в России стало проблемой, особенно после продажи Аляски, когда средства от сделки использовались для частных железных дорог, что вызывало недовольство Мельникова. В 1869 году, разочарованный коррупцией и неэффективностью, он подал в отставку и посвятил оставшуюся жизнь благотворительности, построив церковь, дом престарелых и школу для детей.
Заключение
Следует отметить, что развитие транспорта имеет большое значение для любой страны, так как он выполняет важные экономические, социальные, культурные и оборонные функции государства.
Над созданием железных дорог и их развитием участвовало много инженеров и управляющих.
А. С. Ярцов. В 1788 году построил железную дорогу между цехами Александровского пушечного завода в Петрозаводске, на которой использовалась ручная тяга.
П. К. Фролов. По его проекту в 1806–1809 годах на Алтае сооружена конно-рельсовая дорога длиной 1,9 км, соединившая Змеиногорский рудник и Корбалихинский сереброплавильный завод.
Черепановы.
Франц фон Герстнер.
П. П. Мельников и Н. О. Крафт.
Вклад выдающихся личностей неоценим, поскольку их идеи и усилия положили начало современным стандартам и практикам в железнодорожном строительстве и эксплуатации. Их наследие продолжает влиять на горизонты российского транспорта, ведь мы видим, как инновации и технологии становятся основой для модернизации инфраструктуры.
Список использованных источников
- Ранние годы Павла Мельникова | Тема часа | РЖД ТВ [Электронный ресурс] // gudok.ru – Режим доступа: https://gudok.ru/rzd/tema-chasa/rannie-gody-pavla-melnikova/
- Мельников Павел Петрович - Министр путей сообщения Российской Империи (1865-1869) – Биография [Электронный ресурс] // rus.team – Режим доступа: https://rus.team/people/melnikov-pavel-petrovich
- Учебник: «Первый министр путей сообщения» [Электронный ресурс] // www.irgups.ru – Режим доступа: https://clck.ru/3F5biZ
- 4. Важнейший вклад Мельникова в историю России - его участие в строительстве первой в России железной дороги, соединяющей две столицы - Москву и Санкт-Петербург. | Новости Октябрьской дороги | Октябрьская ЖД [Электронный ресурс] // rzd.ru – Режим доступа: https://ozd.rzd.ru/ru/4225/page/104069?id=120858
- 5. История железных дорог | Компания [Электронный ресурс] // rzd.ru – Режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9453/page/564703?id=102